Особенности психологического развития ребенка

. Опубликовано в Дети

Особенности психологического развития ребенка

Прошло совсем немного времени, и молодые родители уже свыклись с появлением в их жизни нового человечка. Часики безостановочно тикают, и постепенно младенец растет и развивается, открывает мир человеческих взаимоотношений и стремится проявлять свою самостоятельность. Первые проблески такого поведения наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Именно этот период имеет огромное значение в психологическом и физическом становлении малыша.

Анатомо-физиологическое развитие

Период от 3 до 6-7 лет (этот отрезок времени ученые относят к дошкольному возрасту) характеризуется исчезновением черт младенца. Активно увеличивается вес и рост ребенка, заметно меняются пропорции тела и смещается центр тяжести. Дети этого возраста уверенней координируют движения и активнее двигаются. Заметно изменяется нервная система и мозг. У дошкольников появляются первые постоянные зубы. Малыш отлично справляется с мелкой моторикой: застегивает пуговицы, завязывает шнурки, что ранее вызывало серьезные трудности. Характерной особенностью возраста является новая социальная ситуация: ребенок отделяется от взрослого и стремится к самостоятельности. Именно этот фактор становится толчком к психологическому развитию.

Психологическое развитие

Как уже описывалось выше, в дошкольном возрасте изменяется социальная ситуация малыша. Теперь он должен считаться с требованиями, которые предъявляют к нему другие люди, ведь таким образом ребенок формирует личные отношения с ними. Активно развивается коммуникация со сверстниками. На передний план выходят сюжетно-ролевые игры. Их сущность состоит в том, что они отражают различные стороны жизни и взаимоотношений взрослых. Благодаря игре у ребенка формируется восприятие внешнего мира, развивается творческое мышление и фантазия, тренируется память и наблюдательность. Отдельно хотелось бы выделить роль игрушки. Именно последние одно из основных средств познания мира на данном этапе.

На сегодняшний день выделено несколько типов игрушек, используемых малышами:

  • символические – игрушки, которые изображают или обозначают какие-то другие события или предметы (например палочка может быть лошадью);
  • сюжетные – предметы, дающие возможность малышу организовать игры с определенным содержанием (к примеру кукла, которую можно укачивать, кормить, класть спать);
  • строительные - игрушки, дающие возможность создавать определенные строения (конструкторы например). Этот тип отлично развивает творческие навыки и эстетический вкус;
  • игрушки-копии предметов – дубликаты реально существующих предметов в быту взрослых (например «пасочки» дающие возможность малышу готовить «пищу»).

Претерпевает изменения и рисунок малыша. В дошкольный период он отражает окружающий мир, традиции, культурные особенности, имеет определенный сюжет. Интересно, что дети уже делить изображения на «красиво/некрасиво». Первое передается на бумаге яркими красками, второе рисуется в темных цветах неаккуратными штрихами. Тематика картин зависит от пола. Для мальчиков это война, корабли, танки, а для девочек цветы, орнаменты, сады. Важное влияние на формирование моральных устоев детей дошкольного возраста оказывает сказка. Это повествование, объединяющее как культурное наследие и национальные традиции, так и знакомящее с моральными аспектами жизни. Проблема добра и зла очень актуальна для малышей, они впервые сталкиваются с такой поляризацией внешнего мира. Кроме того, в дошкольном возрасте начинается понимание стилистики и языка сказок и отождествление себя с положительными героями.