Развиваем - играем!

. Опубликовано в Дети

Развиваем - играем!

Обычно, родители начинают готовить своего ребенка к школе непосредственно перед поступлением в неё. На самом деле, развивать внимание и память у будущего школьника надо с самого раннего детства. Сделать это по силам любым родителям.

Что такое развитие внимания? Прежде всего - это навыки управления им. Каждый человек их рано или поздно приобретает, только в итоге "качество" внимания у всех нас разное. Никогда не поздно его совершенствовать, если "оно оставляет желать лучшего" и делать это можно как с помощью особых занятий, так и в повседневной жизни. Для детей сейчас выпускается много воспитательной и развивающей литературы, поэтому практически в любом книжном магазине можно найти тетрадки и книжки, позволяющие развивать те или иные навыки у малышей разного возраста. В том числе - и навык внимательности. Здесь важно знать, что внимание всегда тесно пересекается с другими процессами познавания: восприятием, мышлением, памятью и воображением. Вот почему большинство игр являются комплексными, позволяющими развивать по несколько функций за раз. Для самых маленьких развитие внимания начинается с "контактных" упражнений и игр, в которых они могут перебирать, трогать и складывать как целые предметы, так и детали, как, например, в конструкторах лего. И только затем малыш научится выполнять те же действия "в уме". Так его внимание превратится из "осязательного" в "умственное".

Есть ли польза от кубиков?

Пожалуй, каждый из нас знает, что не легко сосредоточенно что-то делать, если делать этого совсем не хочется - здесь приходится подключать волю. Поэтому не стоит удивляться тому, что маленькому ребенку трудно следовать слову "надо", а для того, чтобы сделать первый шаг для развития его внимания, нужно для начала вызвать у него интерес к игровому процессу. В повседневной жизни можно предложить ему находить похожие автомобили по дороге домой с прогулки или искать отличия в картинках книжки или игрушках - важно, чтобы эти занятия его увлекли.

Немаловажно для малыша и внимание взрослых к его действиям и успехам. Конечно, если сказать малышу, что вы развиваете его внимание, поэтому он должен делать то-то и то-то, то маленький исследователь навряд ли поймет что имели ввиду взрослые, а вот призвав его, например, создать из отдельных фигурок какую-либо игрушку, можно вызвать в малыше и интерес, и азарт, побудив его, тем самым, к активному действию. Не стоит забывать, что похвала - это тоже сильный стимул к развитию!

Важно научить ребенка доводить начатое дело до конца и делать это надо по мере его взросления. Это поможет ему научиться быть собранным, а умение малыша вовремя переключать свой ум для новых занятий, будет говорить о том, что малыш способен переключать внимание с одного дела на другое.

Правильно спрятать игрушку!

Любые занятия с малышом лучше проводить в форме игр. Так они вызовут у него больший интерес, да и игровая структура дает возможность добиваться лучших успехов, чем при обычных занятиях. Существуют прекрасно развивающие игры, вот несколько из них.

"Найти подобную"

Здесь пригодятся пары одинаковых открыток или картинок. Например, две - с цветочками, две с собачками, две с бабочками и т.д. Из каждой пары надо взять по одному изображению и разложить их перед малышом, а остальные хорошо перемешать. Ребенок должен найти пару каждой из картинок.

Собрать изображение

Нужно взять две-три пары одинаковых изображений, разрезать по одной из каждой пары на несколько кусочков и перемешать, после чего показать малышу один из разрезанных кусочков и попросить его найти к какой из картинок он относится и в какое место его надо положить. Малышам можно разрешить накладывать части картинки на целое изображение, а детям чуть старше - собрать её, смотря на образец. Для такой игры отлично подходят пазлы с крупными деталями в небольшом количестве.

"Горячо - холодно"

Это самая простая и известная игра. Нужно попросить малыша выйти из помещения, а самому спрятать какой-либо предмет, лучше - игрушку, куда-нибудь. Задачей ребенка будет найти спрятанную вещь (игрушку), слушая подсказки взрослого. Если ребенок подойдет близко к тому месту, где спрятан предмет, нужно говорить "горячо", если не очень - "тепло", а если он отойдет от него совсем далеко - "холодно".

Игра эта, конечно, не новая, но весьма полезная, ибо учит малыша не только "зрительному" вниманию, но и "слуховому". Учит она детей и управлению своим поведением в зависимости от услышанного. Так постепенно можно усложнять простые задания более сложными вариантами, но не отказывать при этом "юному ученику" в помощи, если таковая потребуется. Сразу результаты занятий не проявятся, но пройдет некоторое время и родители непременно отметят, что их чадо стало более усидчивым и собранным. Когда придет время школьных занятий, малыш, прошедший домашнее "боевое крещение" по внимательности и усидчивости, без труда сможет сосредотачиваться на уроках.