Эмоциональная возбудимость

. Опубликовано в Психология

Эмоциональная возбудимость

Как показывают исследования, эмоции и эмоциональная сфера в целом играет важную роль в жизни и деятельности человека, поскольку эмоции — это показатель субъективных психических состояний, которые сопровождают нашу деятельность, действия, поведение и направлены на удовлетворение потребностей человека. Эмоциональная возбудимость, аффективность и нервное и психическое напряжение может способствовать возникновению неврозов уже в младшем возрасте, затруднять регуляцию поведения и деятельности, вызвать нарушение сна, потерю аппетита, расстройства в деятельности внутренних органов, головные боли, поведенческие расстройства.

Основные задачи исследования заключались в том, чтобы изучить особенности протекания процессов эмоциональной возбудимости у взрослых с 30 до 50 лет (30-40 – первая группа).

В исследовании использовали:

  • диагностические методики САН (самочувствие, активность, настроение),
  • самооценка эмоциональных состояний,
  • личностной тревожности,
  • смысло-жизненные ориентации ценности.

Проанализируем полученные результаты.

Изучение эмоциональной сферы человека очень сложный процесс, потому что человек может испытывать амбивалентные, двоякие чувства, так, внешне человек может быть веселый, а внутренне переживать депрессию, стресс, быть на грани эмоционального срыва или даже суицида.

Итак, психологу важно выявить внутренние эмоциональные переживания человека и соответственно строить психокоррекцию или психотерапевтическую работу с человеком по снятию тревожности, депрессивности, стресса или аффекта.

Анализ результатов показал различия в возрастных показателях так.

В целом в исследуемых группах доминирует положительное самоощущение, но в первой группе меньше испытуемых испытывают негативное самочувствие, депрессивность эмоционального состояния, отрицательный эмоциональный настрой.

Исследование группы более старшего возраста показало,что эти люди испытывают чувство усталости, безучастности в жизни коллектива, разочарование, неудовлетворенность жизнью, самими собой или взаимоотношениями с другими.

В первой группе было 68% испытуемых,которые чувствовали спокойствие, уверенность, оптимизм, в то время как в группе второй таких было 35%, им недоставало психической энергии, активности, энергичности и возвышенности, то есть большая часть испытуемых из второй группы находилась в состоянии эмоционального напряжения, депрессивности, стресса.

Уровень притязаний доминировал в группе исследуемых 40-50 лет, в то время как в исследуемых группах 30-40 лет доминировал достаточно высокий уровень. Эти притязания были связаны с намерениями достичь высоких результатов в деятельности, в постановке жизненных задач и желании их достичь. Анализ результатов показал доминирование ценностей, связанных с физическим здоровьем, любовью, искусством, красотой природы в исследуемых первой группы, в то время как в исследуемых второй группы доминируют ценности семейного положения, общественного признания, материального обеспечения жизни. Так, в первой группе оказалось только 30% в исследуемых с высокой тревожностью, 25% со средней и 45% с низкой, в то время как во второй группе с высокой тревожностью было выявлено 45%, испытуемых, со средней 20% и низкой личностной тревожностью — 35%. Нарастание личностной тревожности с возрастом связано с физической усталостью, высоким уровнем подавленности, депрессивности, неблагополучного состояния здоровья, семейными проблемами или проблемами в личностной жизни.

Проведенное исследование показало важное значение правильного развития эмоциональных процессов у человека, поскольку отрицательное их развитие может привести к возникновению страхов, возбуждений, тревоги, эмоционального напряжения, переживания стресса, аффекта, а в целом до нервного и эмоционального срыва человека, что очень нежелательно. Особое влияние на протекание эмоций у человека осуществляют его действия, деятельность, поведение, если человек длительно переживает эмоциональное возбуждение, стресс, негативные эмоции, то это приводит к возникновению неврастичности, снижению продуктивной его деятельности.

Релаксационные упражнения применялись достаточно эффективно и способствовали снижению эмоциональной напряженности, ослаблению действия стрессогенных ситуаций на психику человека. Использование релаксации кратковременной или длительной с принятием спокойной позы, сна, уменьшение активности мышц, органов, движений, применение аутогенного самовнушения, самообладание своих эмоций, действий, целенаправленное углубление во внутренний мир, просмотр своих эмоциональных переживаний, саморегуляция, самоконтроль эмоций, чувств.

Результаты показали положительное влияние релаксации и аутогенной тренировки на протекание эмоциональных процессов, состояний.

Эмоциональная возбудимость. Видео.